Все новостиАндрей Минаев. «Экспертная платформа» — модель краудсорсинга, позволяющая учиться, создавая новое: кейс «Газпром нефти»
07 Сентября 2020
Андрей Минаев. «Экспертная платформа» — модель краудсорсинга, позволяющая учиться, создавая новое: кейс «Газпром нефти»

Андрей Минаев.«Экспертная платформа» — модель краудсорсинга, позволяющая учиться, создавая новое: кейс «Газпром нефти»

«Экспертная платформа» создает наследие, которое развивает компанию: образовательные видеоуроки и подкасты по темам, которые существуют и востребованы только в «Газпром нефти», и людей, которые открыли в себе новые грани таланта, стали частью образовательной среды компании.

Сила — в людях.
Стратегическая цель «Газпром нефти» — лидерство в отрасли по эффективности, безопасности и технологичности. Такая цель предъявляет высокие требования ко всем направлениям деятельности компании, в том числе, к обучению и развитию.
В основу конкурса «Экспертная платформа» заложен краудсорсинговый подход. Любой сотрудник компании может заявиться на него в качестве эксперта по какой-либо теме и создать с нуля готовый образовательный продукт.
В ходе конкурса участники поэтапно выполняют задания, которые последовательно ведут их от идеи до готового результата, и проходят обучение, специально подобранное так, чтобы помочь участнику справиться с каждым заданием наилучшим образом.
По мере выполнения заданий участники проходят воронку отбора — до финала доходят самые лучшие. В отборе участвуют как другие сотрудники (например, путем открытого голосования), так и жюри конкурса, составленное из ключевых экспертов от бизнеса и HR. Такая комплексная оценка позволяет отобрать самые востребованные и актуальные работы, обеспечивая необходимый уровень качества. Впрочем, даже те конкурсанты, кто не дошел до финала, получают персонализированную обратную связь о том, чего им не хватило для успеха в конкурсе, и над какими зонами развития было бы полезно поработать.

Весь конкурс — в онлайне.
Конкурс дает каждому свой индивидуальный опыт, участник сам решает, в каком объеме ему проходить обучение, смотреть ли что-то дополнительно, и сколько ему нужно на это времени. Все происходит в цифровом формате, что позволяет участвовать большому количеству человек со всех площадок компании, разбросанных по разным частям страны. Специально для «Экспертной платформы» был разработан внутренний цифровой портал, на котором проводились все активности конкурса:

  • регистрация участников;

  • информирование и коммуникации;

  • получение участниками конкурсных заданий;

  • прохождение обучения;

  • загрузка выполненных заданий;

  • оценка конкурсных заданий;

  • администрирование конкурса (только для организаторов).
Портал конкурса — это цифровая платформа, которая объединила всех участников и экспертов. Без этого решения конкурс был бы невозможен, поскольку затраты времени и ресурсов на организацию и администрирование с лихвой перекрыли бы весь положительный эффект от проведения конкурса.

Keep it simple.
Самый надежный способ вовлечь людей в новую для них деятельность — сделать так, чтобы им было просто, удобно и интересно. Если человек сталкивается с барьерами на входе (ему не понятно, сложно или что-то раздражает), он уйдет и больше не вернется к этой задаче. И наоборот: интуитивно понятным и удобным продуктом будут пользоваться охотно. Принцип «Keep it simple» взял на вооружение Стив Джобс, благодаря чему техника Apple стала знаменита своим дизайном и удобством, широко распространилась по всему миру, а толпы фанатов собираются возле магазинов, чтобы в числе первых стать счастливыми обладателями новых гаджетов.
Чтобы сотрудники, никогда до этого не пробовавшие записывать видеоуроки или подкасты, решились на это и прошли весь путь до конца, они должны верить, что этот путь им по силам. Нужно сделать так, чтобы записать качественное видео или аудио было не сложнее, чем вызвать такси. И точно — не страшнее.
Безусловно, ключевую роль играют в этом цифровые технологии. Так же, как благодаря им вызов такси стал доступен любому обладателю смартфона, так и запись контента перестала быть участью избранных: и для этого снова потребуется лишь смартфон или диктофон и желание.
Для того, чтобы снизить уровень переживаний участников («А вдруг у меня не получится?») и повысить качество итоговых материалов, все конкурсанты вместе с заданиями получали доступ к обширной программе обучения. Она включала в себя более 50 статей, видеороликов, вебинаров, мастер-классов, подкастов, интервью, посвященных тому, как лучше всего выполнить каждое из заданий. Например, как логично составить сценарий урока или спланировать смену планов? Как выразить главную мысль и раскрыть тему? Как составить проверочное задание или обеспечить максимальный обучающий эффект ролика? Дополнительно конкурсанты учились тому, как правильно выставить свет в домашних условиях, настроить баланс белого на смартфоне, записать интервью для подкаста в условиях самоизоляции и смонтировать финальный продукт, наложив туда титры и звуковую дорожку.

Новая целевая аудитория.
Большинство участников конкурса — это наши производственники. Не офисные работники, которые привыкли к тимбилдингу и эджайлу, а те, кто работают, например, на установках переработки нефти. Люди, которые делают бензин и дизель, благодаря чему наши автомобили ежедневно пробегают десятки километров в любых условиях нашей большой страны. Люди, которые делают керосин и заправляют им самолеты, на которых мы летаем. Настоящие суровые производственники со всех уголков страны.
Убедить их в том, что они могут придумать и записать видео или подкаст, с помощью которого будет учиться вся компания, включиться в эту работу и успешно ее завершить — это архисложная задача. Впервые мы вовлекли таких людей в таком количестве в такую незнакомую для них деятельность.
Это сложно и очень важно. Мы даем возможность людям, которые готовы создавать большее, показать себя и реализовать свой потенциал. На производстве такие возможности зачастую ограничены. Мы развиваем креативность и творчество — навыки, которые в ближайшем будущем, когда все рутинные и стандартизованные операции будут роботизированы, станут неотъемлемой частью любой профессии человека. Мы готовим людей будущего, производственников нового типа, внося вклад в культурную трансформацию компании и меняя мышление сотрудников.

Можем повторить!
В «Газпром нефти» сложилась зрелая образовательная среда, в которой люди хотят делиться знаниями и вносить свой вклад в развитие коллег. Поэтому конкурс проектировался с таким расчетом, чтобы его можно было повторно использовать: для решения других образовательных задач или в периметре отдельных дочерних обществ или функциональных направлений.
Конкурс уже имеет опыт тиражирования и проведения в разных форматах в «Газпром нефти». В 2018 году состоялся первый конкурс под брендом «Экспертная платформа» — участники разрабатывали тестовые задания для оценки профессиональных компетенций. В 2019 году прошел второй конкурс, посвященный разработке обучающих видеоуроков. В этом году проходит «Экспертная платформа» по созданию обучающих подкастов, а также прошел конкурс по разработке тестовых заданий для функции «Производственная безопасность».
Во всех конкурсах используются единые принципы, механика, брендинг, что делает их более узнаваемыми и популярными среди участников. В зависимости от цели конкурса разрабатываются задания, критерии оценки, комплекты обучающих материалов и подбирается состав членов жюри.

Время дел и результатов.
В рамках конкурса мы создаем наследие — те материалы, которые будут использоваться для того, чтобы делать наших сотрудников лучше, помогать им развиваться. Поэтому все задания, критерии оценки и фильтры отсева нацелены на то, чтобы получить качественные материалы на выходе, которые будут по-настоящему полезными для сотрудников компании.
Все материалы в обязательном порядке используются в процессе обучения и развития. Тестовые задания применяются в регулярной оценке профессиональных компетенций сотрудников, занимающих ключевые позиции (оценку ежегодно проходит порядка 1 500 человек).
Все 37 видеоуроков, разработанных по итогам конкурса 2019 года, были размещены в электронной библиотеке компании, собрав более 15 000 просмотров (число просмотров каждого урока на 45% больше среднего значения по компании).
Также в компании разработано приложение «Мобильный наставник», в котором размещены наиболее востребованные и актуальные обучающие видеоролики, в том числе — все видео по итогам «Экспертной платформы». Формат мобильного приложения позволяет любому сотруднику компании получить доступ к уникальному образовательному видео в любое время, в любом месте: на работе, дома, на улице, в метро, за обедом или за чашкой кофе.