Все новостиМария Дидковская. Мягкие навыки с твердым характером: какие софты нужны технарям?
10 Сентября 2020
Мария Дидковская. Мягкие навыки с твердым характером: какие софты нужны технарям?

Мария Дидковская.Мягкие навыки с твердым характером: какие софты нужны технарям?

Чтобы успешно выдерживать конкуренцию на рынке труда в быстро меняющемся мире, мало быть специалистом в узкопрофессиональной сфере. Об этом говорят ведущие профессионалы мира. Например, автор мобильного приложения Youtube Андрей Дороничев из Москвы, который сейчас работает в компании Google в Калифорнии, неоднократно подчеркивал важность soft skills и для IT-шников, и для других специалистов. Начальник Управления интернационализации, руководитель общеуниверситетского блока дисциплин Soft Skills Мария Дидковская рассказала, как и каким мягким навыкам обучают в Университете ИТМО.

Миссия, ценности и код первого неклассического университета.
Мы считаем, что блок дисциплин soft skills необходим, чтобы воплотить миссию Университета ИТМО, — открыть возможности для гармоничного развития конкурентоспособной личности и вдохновить на решение глобальных задач. В центре первого неклассического университета всегда находится человек. Все отношения и управленческие решения мы рассматриваем через призму наших ценностей: любви, открытости, добросовестности, академической свободы и уважения к личности.
Код Университета ИТМО состоит из нескольких компонентов:

  • V (values) — ценности;
  • F (fundamentals) — в XXI веке это цифровая и предпринимательская культура, критическое мышление;
  • PS (professional skills) — профессиональные навыки;
  • SS (soft skills) — надпрофессиональные компетенции.

Создавая этот код, мы пытались предвосхитить, какие навыки, знания и умения понадобятся сегодняшним студентам через 5 лет, когда они выйдут на рынок труда и будут искать свое профессиональное призвание.

Как и какие soft skills мы выбрали.
Прежде чем включить в программу блок soft skills, мы изучили опыт референтных вузов: Университетов Амстердама и Аризоны, Наньянгского и Национального университетов Сингапура. Мы обратились к членам международного совета Университета ИТМО, куда входят руководители ведущих образовательных организаций мира, к иностранным коллегам из нашей программы Fellowship & Professorship; проанализировали публикации и исследования. И таким образом определили список дисциплин, формирующих надпрофессиональные компетенции.
Для магистратуры выбрали шесть предметов, три из которых преподают на русском языке и три — на английском. В Университете ИТМО есть 23 международные образовательные программы для россиян и иностранцев, преподавание ведется на английском языке. Каждый студент может выбрать одну из следующих дисциплин и освоить ее в первом семестре, когда закладывается общеуниверситетский фундамент знаний для всех:

  • Эффективное управление командой;
  • Личная эффективность и управление временем;
  • Деловая и научная этика, организация научных исследований;
  • Emotional Intelligence;
  • Negotiation, Influence and Conflict Management;
  • International Research Management Essentials.

Soft skills для бакалавриата выглядят следующим образом.
2-й курс (обязательные для всех):
  • Коммуникации и командообразование;
  • Техники публичных выступлений и презентаций.

3-й курс (элективные дисциплины — можно выбрать одну):
  • Личная эффективность и управление временем;
  • Критическое мышление и навыки обучения;
  • Социальный и эмоциональный интеллект;
  • Креативное мышление и командная креативность;
  • Сторителлинг.

Некоторые из перечисленных предметов повторяются. Это связано с тем, что у нас самый большой в РФ набор в магистратуру и более 70% магистрантов — не выпускники бакалавриата ИТМО.

Как организован обучающий процесс.
В Университете ИТМО мы используем современные методы активного обучения. Для освоения soft skills мы перемешиваем ребят, чтобы студенты разных направлений совместно решали командные задачи. Так обучающиеся знакомятся между собой и формируют на занятиях те самые надпредметные компетенции. Например, преподаватели учат их small talk — беседе на общедоступную тему, которая одновременно будет интересна и IT-шнику, и химику.
В начале и в конце каждого семестра мы просим студентов самим оценить, насколько они прирастили свои знания и навыки.

Кто наши преподаватели.
Мы тщательно подбираем команду преподавателей. Это практики, работающие в реальном секторе, — сотрудники крупных компаний, опытные тренеры, преподаватели культурологии, психологии, педагогики, межличностных коммуникаций из профильных образовательных учреждений.
Уверена, что soft skills не должны быть искусственно вынесены в отдельный блок, их нужно интегрировать в профессиональные дисциплины. И у нас есть программы внутреннего обучения для преподавателей, которые хотят, например, учить физике или оптике, используя методы командной работы, развивая навыки презентации и публичных выступлений.

Сложности — и как мы их решаем.
Проблемы неизбежны, и у нас есть аспекты, которые требуют постоянной работы над собой.
Некоторые абитуриенты скептично настроены по отношению к soft skills. Чтобы снять скепсис, еще до начала обучения мы показываем интервью с выпускниками, видеоролики занятий, после чего наши преподаватели в аудитории развеивают все сомнения. Руководители образовательных программ тоже иногда настроены скептически, и это нормально. В ИМТО ценят критическое мышление. Разубеждают их наша эффективная работа и результаты студентов. Экспертам извне сложно ориентироваться в огромном количестве вузовских аббревиатур, правил, стандартов. Очень важно создать внутри Университета доброжелательную к внешним экспертам инфраструктуру, чтобы они остались и с удовольствием работали со студентами.
Список надпредметных дисциплин Университета не является неизменным. Мы корректируем учебные программы, убираем либо добавляем предметы, постоянно изучаем рынок и обратную связь от работодателей и студентов. Ситуация с карантином также показала, что мы готовы меняться. Например, коллеги быстро перевели курс по техникам публичных выступлений в онлайн формат, и в конце семестра мы получили замечательные отзывы от студентов. В этом году выпускники впервые будут защищать диплом дистанционно. В онлайн занятиях по подготовке более 4000 студентов к Государственной итоговой аттестации — защите дипломов — принимала участие команда преподавателей блока Soft Skills. И я уверена, что и эти защиты пройдут на ура.