Все новостиОксана Черненко. Преподавать, исследовать, быть в тренде: как вуз может помочь преподавателю
10 Сентября 2020
Оксана Черненко. Преподавать, исследовать, быть в тренде: как вуз может помочь преподавателю

Оксана Черненко.Преподавать, исследовать, быть в тренде: как вуз может помочь преподавателю

О том, как университет может помочь преподавателям сохранять баланс между преподаванием и научной работой и как включить передачу знаний, умений и навыков в зону развития наравне с исследованиями, рассказывает директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

Поддержка лучшего: начало.
В 2007 году в Высшей школе экономики (ВШЭ) был создан Фонд образовательных инноваций. Проекты Фонда помогают совершенствовать образовательные программы, поощрять лучших преподавателей, выявлять эффективные преподавательские практики, стимулировать их развитие и распространение в университете.
Один из инструментов Фонда — конкурсные программы. Они работают в двух форматах:
1. Постоянно действующий конкурс поддерживает преподавателей, которые начали вести свои занятия на английском.
2. Сезонные конкурсы подчеркивают важные для университета направления развития. Номинации обновляют дважды в год, весной и осенью. Дополнительная «Вольная номинация» выявляет полезные образовательные практики, даже если они не были обозначены среди приоритетных.
Во ВШЭ успешно работают такие центры поддержки как Научный фонд с фокусом на исследовательской работе, Центр академического письма, куда сотрудники обращаются за помощью, когда планируют публиковать статьи в научных журналах, и Центр повышения квалификации, благодаря которому коллеги участвуют в стажировках и знакомятся с опытом других российских и зарубежных вузов.

Обучение обучению: Teach for HSE.
Строя стратегии университетского развития, ВШЭ опирается на мировой опыт. Современному преподавателю нужна систематическая поддержка и рефлексия о процессе преподавания, ему не хватает обучения обучению.
Поэтому в 2017 году в университете был запущен проект Teach for HSE. Это проект о преподавании для преподавателей. Как и в западных университетах, эта практика называется teaching for learning. Двуязычие сохранено, поскольку learning значит больше, чем просто обучение.
В проекте Teach for HSE коллеги разбирают ключевые педагогические вопросы:
Почему я преподаю?
Что я преподаю?
Как я преподаю?
Кому я преподаю?
Насколько хорошо я это делаю?
Такая рефлексия важна для эффективной, насыщенной практики без выгорания.
В проекте запущены долгосрочные программы повышения квалификации, короткие курсы-интенсивы, дискуссионная площадка, мастер-классы, круглые столы и специальный курс для аспирантов, потенциальных преподавателей, — «Педагогика высшей школы». Сотрудники учатся составлять качественные тесты и осваивают инфографику, начинающие преподаватели разбираются в проектировании курсов, смешанном обучении, практиках групповой и командной работы. Вместе коллеги обсуждают сотрудничество с учебными ассистентами — помощниками преподавателей при чтении курсов, особенности работы в мультикультурной среде и много другое.
Нередко участники проекта выходят за пределы зоны комфорта. Молодые преподаватели волнуются, когда требуется донести свой полезный опыт авторитетным участникам. Преподаватели со стажем испытывают дискомфорт, когда нужно перестроить систему убеждений и признать недостаточную эффективность некоторых педагогических методик.
Поэтому коллеги не только обмениваются опытом, но и развивают другую важную когнитивно-эмоциональную компетенцию — учатся давать и получать обратную связь, формулировать конструктивную критику и принимать плодотворные замечания.
Проект формирует спрос на развитие собственного преподавательского мастерства. Преподаватели включаются в обсуждение и работу вне зависимости от дисциплинарной принадлежности, что делает общение более взаимовыгодным. Teach for HSE стремится включить во взаимодействие каждого, стимулировать активность преподавателей как обучающих и как обучающихся.

Вызовы настоящего: онлайн.
Необходимая часть современного образовательного процесса — онлайн-технологии. Их изучает, внедряет и развивает Дирекция по онлайн-обучению. Она помогает создавать курсы для Coursera и национальных образовательных платформ.
Благодаря наработанному опыту ВШЭ быстро адаптировалась к преподаванию в условиях пандемии как с технической, так и с методологической точки зрения. Чтобы поддержать преподавателей после перехода на дистанционный режим, ВШЭ готовит службу онлайн-коучинга. Коллеги формируют методические и практические рекомендации по технологиям дистанционного обучения, стимулируют применять цифровые методики и помогают внедрять инновационные практики в учебный процесс. Преподаватель сможет обратиться в службу с вопросом, и ему помогут настроить все инструменты. С нового учебного года планируется запуск этого проекта.

Предложение рождает спрос.
Постоянно учиться, осваивать новые инструменты может быть утомительно, однако поступательное развитие делает обучение преподавателей и студентов более эффективным. Даже если поначалу у кого-то из сотрудников возникает сопротивление изменениям, коллеги постепенно вовлекаются в проекты и осваивают современные инструменты и технологии, сами создают инновационные методики и передают эстафету дальше.
За три с половиной года существования проекта Teach for HSE в мероприятиях по совершенствованию педагогических навыков приняли участие более 2000 преподавателей и аспирантов НИУ ВШЭ.
На конкурсные программы Фонда образовательных инноваций за 13 лет подали около 1500 заявок, и более 1000 было поддержано.
Нужно формировать развивающие, поддерживающие программы, создавать поле возможностей, и соответствующая интенция появится.