Все новостиОлег Кулаков. Как цифровые инструменты помогают масштабировать образовательные программы?
01 Сентября 2020
Олег Кулаков. Как цифровые инструменты помогают масштабировать образовательные программы?

Олег Кулаков.Как цифровые инструменты помогают масштабировать образовательные программы?

Безусловно, текущая ситуация в мире — это вызов. Нужно привыкнуть к тому, что онлайна в нашей жизни стало значительно больше. Онлайн инструменты в образовании развиваются уже давно. На конференции «Мы в будущем» директор по продукту международной школы математики и программирования «Алгоритмика» Олег Кулаков рассказал, как эти инструменты помогают масштабировать образовательные программы.

Школа математики и программирования «Алгоритмика» (algoritmika.org) — один из лидеров глобального рынка образования. Она представлена в 200 городах 25 стран мира. Здесь преподают курсы дополнительного образования и школьную программу по математике и программированию для детей от 5 до 17 лет. Школу уже окончили 150 тысяч выпускников, а сейчас на курсах учатся 120 тысяч человек.
В «Алгоритмике» разработана собственная онлайн-платформа для преподавателей и учеников, которая решает три ключевые задачи:

1. Повысить качество обучения и обеспечить образовательный результат.
Проект «Алгоритмика» начинался в Москве, когда создатели школы могли провести собеседование с каждым преподавателем, посмотреть на его навыки и компетенции. Но когда встал вопрос масштабирования бизнеса, появилась проблема: как сохранить качество обучения при быстром запуске новых городов и стран, непрерывности обучения и высоких требованиях к преподаванию?

2. Упростить работу преподавателя благодаря автоматизации процессов.
В классической модели обучения преподаватель тратит много времени на подготовку материалов к урокам, проверку домашнего задания. Кроме того, часто учитель варьирует методологию обучения в зависимости от человеческого фактора. Например, меняет наполнение уроков и последовательность тем, а это влияет на образовательный результат.

3. Повысить вовлеченность учеников через применение игровых механик.
Как правило, через месяц ученики начинают терять интерес к контенту. Но удерживать их внимание нужно весь учебный год, ведь если нет интереса, значит, нет и стремления учиться. Еще важно создать так называемое «чувство успеха» — когда ученик может поделиться своим результатом и получить одобрение. Онлайн платформа «Алгоритмики» используется на каждом уроке. В ней есть личные кабинеты учеников, учителя, администратора.

Качество обучения и помощь преподавателям

В личном кабинете учителя расписаны все планы уроков, презентации и методические указания к ним. Это снижает время на подготовку к уроку. Расписание каждого преподавателя тоже составляется онлайн с учетом его загрузки.
IT платформа сразу же оценивает задания учеников: система автопроверки автоматизирует работу преподавателя более чем на 50%. Это дает ему больше времени на индивидуальную помощь ученикам. В программе учитель видит результаты ученика по каждому заданию и общую успеваемость группы. Метрики группы важны для куратора курса и для контроля качества преподавания. Например, если преподаватель ведет урок меньше положенного времени или в его группе кто-то начинает отставать, то куратор отправляет учителю рекомендации о том, как исправить ситуацию.
Программирование — это процесс, где постоянно происходит что-то новое. Поэтому мы регулярно обновляем контент в базе данных преподавателей. Благодаря онлайн платформе информация мгновенно доходит до всех 25 стран. Так учителя могут сконцентрироваться на образовательном процессе, а обо всех нововведениях по их курсу сообщит система.

Игровые механики

Игровые механики — главный способ вовлечь учеников и сохранить их интерес к процессу. У каждого курса, помимо образовательных задач, есть и сюжетная линия. Урок разбит на задания, а задания — на уровни. Решение продвигает ученика по сюжету, открывая новые уроки, задания и бонусы. При этом задачи урока и домашние задания написаны в игровой форме: «Проведи робота через лабиринт, написав необходимый код». Когда код будет написан, робот действительно начнет проходить лабиринт. Визуализация — очень важная часть результата.
На платформе есть раздел «Лаборатория», где можно создавать проекты и делиться ими с друзьями и родителями. Другие участники смогут оценить и прокомментировать опубликованный проект или даже доработать его. Социализация мотивирует учеников делать более сложные и интересные проекты. Участники применяют приобретенные знания и навыки на практике и чувствуют себя успешными.

5 шагов по цифровизации образовательного проекта:

1. Определите методологию обучения и ее цель.
2. Определите роли, нужные в системе: администратор, преподаватель, ученик.
3. Автоматизируйте самые простые вещи: базу знаний для преподавателя, передачу методических материалов. Собирайте статистику и отзывы, чтобы эта база была живой.
4. Определите атомы вашей системы: задача, урок, ученик или группа.
5. Создайте портал для учеников с передачей материалов учителю. Затем создайте инструменты для преподавателя, задания для учеников на этой же платформе и улучшайте ее.