Все новостиПавел Рабинович.Кирилл Заведенский.Проектная трансформация школы: классическая гибкость или гибкая классика
01 Сентября 2020
Павел Рабинович.Кирилл Заведенский.Проектная трансформация школы: классическая гибкость или гибкая классика

Павел Рабинович.Кирилл Заведенский.Проектная трансформация школы: классическая гибкость или гибкая классика

Сложно говорить о «хороших» студентах и профессиональных сотрудниках, если не привить школьникам культуру рассуждения, не научить их действовать и проявлять инициативу. Как это можно сделать, рассказывают директор Центра проектного и цифрового развития образования РАНХиГС, заместитель директора Школы антропологии будущего, сооснователь «КосмОдис» Павел Рабинович и заместитель директора Центра проектного и цифрового развития образования РАНХиГС, руководитель проектного офиса «КосмОдис» Кирилл Заведенский.

Классическая ситуация перехода школа – вуз выражается в недовольстве уровнем знаний и компетенций выпускников. «Забудьте все, чему вас учили в школе», — как мантру повторяют преподаватели вуза при встрече с первокурсниками. Потратив несколько лет в университете, дипломированный специалист вновь слышит знакомое выражение, когда приходит на работу. Оказывается, что университетское образование далеко не только от отраслевых фронтиров, но и от стабильно действующих предприятий и практик. Идея целевого набора не дает плановой эффективности. Некоторые из причин заключаются в том, что выпускник — будущий студент и будущий работник — не пропитывается культурой продуктивного действия, не готовится к инновационной деятельности, не формирует в себе установки позитивного отношения к ошибкам.
Соответственно, ключевым для обсуждения является вопрос трансформации образования, в частности школьного. Школа должна быть не этапом подготовки к жизни, а самой жизнью, сократить разрыв между теоретическими представлениями и реальностью. Если в человеке с детства развивать умение совершать выбор, готовность действовать, способность к рефлексии, критическому и логическому мышлению, то шансы на продуктивное поведение в условиях неопределенности и сложности разнообразия существенно увеличатся.
Но в большинстве школ преобладают базовые процессы обучения, которые ориентированы на контроль и получение внешней оценки. Такой подход создает устойчивые установки на действия человека по алгоритму. Это вызывает риск безработицы в условиях новой системы разделения труда, которая складывается в цифровом мире.
К счастью, есть другой вариант — образование, которое формирует у ученика образовательный запрос, мотивацию к познанию, культуру проб и ошибок, навыки командной и индивидуальной работы, целеполагания, самоопределения, продуктивного действия. В результате рефлексии он получает те самые образовательные результаты: знание формул, умение пользоваться приборами и программами, абстрактное мышление и все остальное, что записано в документах. Когда ученик включается в реальную деятельность, он чаще думает, что и как можно улучшить, развить, получает знания и компетенции для будущей инновационной деятельности (иная останется уделом искусственного интеллекта и роботов). Деятельностный подход помогает вырастить мотивированных людей, которые умеют делать осознанный выбор, анализировать свои действия, совершать новые прорывные шаги, придумывать, организовывать и вести проекты.

Проектный подход в школе.
Проектирование и реализация проектов — один из конструктивных ответов на озвученные вызовы. Он дает возможность ошибаться и делать выводы, позволяет быстро увидеть результат, обеспечивает насыщенную коммуникацию. В школе проектный метод можно внедрять на уроках, переводить в проектные активности родительские собрания и другие мероприятия.
Сформированная норма проектной работы различает подход, который применяется на уроках и вне их. Базовый принцип — опора на отечественные и международные методологии и практики проектирования и управления проектами, а не на «педагогические методические рекомендации» для интеграции образования и внешней деятельностной действительности. Мы столкнулись с выбором: использовать классические методологии («водопад») PMBOK (Project Management Body of Knowledge) или гибкие технологии Agile. «Классика» необходима для «крупноблочного» планирования и гармонизации результатов различных этапов (например, учебных годов, семестров). «Гибкие» — незаменимы при реализации замыслов в условиях изменяющейся действительности и ожиданий участников образования. Оптимальным решением стало комбинирование в условный PMgile: «водопадные» методологии, чтобы планировать учебный год, цикл и четверть, и Agile (Scrum), чтобы реализовывать отдельные уроки, темы и другие проектные замыслы в основном и дополнительном образовании.

Ценности Agile в школе
Сначала мы приняли на уровне школы манифест (на базе Agile манифеста, показанного на рисунке). Далее мы трансформировали международный фреймворк Scrum под школьные реалии: заменили бэклог (перечень рабочих задач) на маршрутный лист; в качестве проекта взяли изучение конкретной темы; определили, что освоение темы в спринт-режиме длится одну или две недели; роль владельца продукта передали учителю или мотивированному ученику, который готов к этой роли. Важно, что маршрутный лист является своего рода общественным договором между учителем и учеником. В нем учитель описывает цели и задачи проекта, требования к результатам, минимально рекомендуемые задания и источники информации, а также принципы и форматы контроля результатов (!). Далее ученики делятся на команды по 3–5 человек, берут маршрутный лист, распределяют задачи, изучают материал разными способами и в конце спринта показывают результаты работы. После этого наступает самый ценный этап — рефлексия (ретроспектива), которая и обеспечивает настоящие образовательные результаты (знания и компетенции, смыслы, планы и пр.).

Проектные уроки (Agile\Scrum)
При таком подходе ребенок еще на этапе обсуждения представляет, к чему движется, вовлекается в процесс планирования, придумывает варианты, как можно достичь цели, какими инструментами воспользоваться, как работать команде. На финальной рефлексии ученики обсуждают с учителем не то, какую оценку они получили, а что нужно сделать, чтобы в следующий раз результаты были иными.
Такой подход формирует субъектность у учеников, а вследствие этого растут так называемые «образовательные результаты» — предметные знания, проверяемые контрольными работами, ГИА и другими оценочными процедурами.
Проектный подход ассоциируется с горизонтальным обучением, когда дети ведут уроки для детей и даже взрослых. Например, ученики 9–10 класса проводят курсы повышения квалификации для учителей и директоров школ.

Проекты вне уроков
Ученики создают проекты вне уроков — в силах и интересах школы содействовать этому. Учитель выступает в роли модератора или фасилитатора, ученик берет роль руководителя проекта (!). Школьники самоорганизуются, формулируют темы и проектные команды. Результатом становится реальный продукт, который можно «пощупать», и образовательный продукт — знания и компетенции, которые ученик приобрел в процессе работы. Дети самостоятельно, при поддержке учителей и внешних экспертов, проходят путь от постановки задачи до бизнес-планирования и маркетинга.
Чтобы рассматривать результаты проектной деятельности, в 2016 году запустили фестивали проектов «КосмОдис» (cosmodis.ru). К 2020 году состоялось 17 фестивалей в разных городах, по итогам которых сформировали банк более чем из 500 детских проектов. Учителя могут получить этот банк и адаптировать проекты для собственной учебной деятельности.
Используя проектный подход, ученики создали в школе №29 в Подольске техносферу, куда вошли центр космического мониторинга, лаборатория авиа- и ракетомоделирования, лаборатория биотехнологий, планетарий, лаборатория робототехники, школьная обсерватория, нанолаборатория и лаборатория 3D проектирования. Школьники разработали программу GreenPL («Интернет вещей»), с помощью которой можно использовать оборудование дистанционно. Примеров реальных продуктов проектной деятельности достаточно много в инженерной, социальной, информационной и других сферах.
В 2018 году авторы вместе с детьми участвовали в крупнейшей образовательной выставке Bett Show в Лондоне. Одни ученики представляли результаты проектов, другие переводили сказанное на английский.