Все новостиВалерия Заболотная. Образовательная среда для развития цифровых навыков: кейс Корпоративного университета Сбербанка
10 Сентября 2020
Валерия Заболотная. Образовательная среда для развития цифровых навыков: кейс Корпоративного университета Сбербанка

Валерия Заболотная. Образовательная среда для развития цифровых навыков: кейс Корпоративного университета Сбербанка

Сегодня владеть цифровыми технологиями не менее значимо, чем уметь читать и писать. Сбербанк уже прошел часть пути цифровой трансформации. Ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная поделилась наработками, подходами и видением образовательных продуктов в условиях, когда цифровые навыки меняют привычную для нас действительность.

Какие компетенции необходимы создателям будущего.
Чтобы интегрировать цифровые технологии в бизнес и сохранить лидерство, компаниям нужны особые люди - создатели будущего. Такой человек называется шейпер - он технологически грамотен, постоянно обучается, креативно и системно мыслит и умеет достигать результата. Иными словами, шейперы обладают определенным набором компетенций. Обучение в Корпоративном университете Сбербанка учитывает направления, необходимые для создателей будущего. Мы учим слушателей цифровым и профессиональным навыкам, а также уделяем большое внимание soft skills. В их числе:
1) когнитивные навыки (системное, креативное, критическое мышление и принятие решений);
2) эмоциональные навыки (управление собой, эмоциональный интеллект, принятие себя и других);
3) социальные навыки (искусство общения, сотрудничество, жизнестойкость).

Искусственный интеллект в современном мире.
Цифровые навыки изменили парадигму обучения. Технологии устаревают уже в процессе их освоения. Иногда даже в пределах одной технологии мнения профессионалов по ключевым вопросам расходятся, и к правильному решению можно прийти разными способами.
Поэтому мы постоянно отслеживаем текущие и перспективные технологические тренды, опираясь на аналитику ведущих консалтинговых компаний. Лидеры международного бизнес-консалтинга Gartner и Deloitte среди тенденций 2020 года выделяют искусственный интеллект и облачные платформы.
ИИ — это самая могущественная из современных технологий. Лидеры стран и компаний видят в нем колоссальные возможности и стремятся развивать данную область. В России есть альянс компаний, которые развивают ИИ в стране. В него входят Сбербанк, «Газпром нефть», «Яндекс», МТС, Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций.
Обычно, когда компании внедряют искусственный интеллект, они пересматривают бизнес-модели и трансформируются. Недавний опрос показал, что крупные и средние игроки рынка называют приоритетными цифровизацию и развитие новых направлений бизнеса в 2021–2024 гг.

Как мы обучаем своих сотрудников.
Сбербанк сегодня — это экосистема, которая создает лучшие продукты в финансовом и нефинансовом секторе. Для нас очень важен единый взгляд на розничного и корпоративного клиента, оптимальный клиентский опыт.
Чтобы осуществить такой подход, банк инвестирует в инновации. У нас действуют выделенные линии для новейших мировых технологий. Есть лаборатории по ключевым бизнес-направлениям, где коллеги могут экспериментировать, проверять гипотезы, создавать продукты и делиться наработками с функциональными блоками.
В портфель Академии технологий и данных Корпоративного университета входит огромное разнообразие образовательных продуктов, и их число постоянно увеличивается. Есть стартовые программы, которые учат понимать тренды и терминологию цифрового мира, дают базовые навыки, необходимые для работы в технологичной компании. На дальнейшее развитие направлены более 100 программ и большое количество материалов для самостоятельного обучения.

Цифровые навыки для специалистов и руководителей.
Мы с гордостью можем сказать, что в Сбербанке нет ни одного сотрудника, не прошедшего курс базовых цифровых навыков. Необходимы они и управленцам любого уровня. Направленность обучения зависит от их аудитории и роли в организации.
Для высокопотенциальных руководителей и специалистов, а также тех, кто использует в работе agile методы, действуют 92 траектории обучения более чем по 30 программам и курсам.
Специально для топ-менеджеров мы вместе с Imperial College London создали программу обучения цифровым технологиям. Руководителям с различным бэкграундом мы предлагаем персонализированный трек по общим темам, но с разным уровнем погружения и сложности.
17 тысяч разработчиков программных продуктов постоянно повышают профессиональную квалификацию, изучают новые направления и технологии, которые нужны, чтобы реализовывать задачи и стратегию Сбербанка.

Зачем нужна тотальная цифровая грамотность.
Нам было очень важно дать руководителям возможность приобрести новые компетенции, чтобы сократить разрыв между функциональными блоками и блоком технологий. Мы хотели, чтобы они говорили на одном языке и понимали, как внедрить инновационные продукты в общую стратегию, как они взаимосвязаны с другими элементами бизнес-модели. Иначе говоря, нам было важно сформировать осознанного заказчика.
Не менее значимо для нас показать роль и способности каждого сотрудника в преобразованиях. Поскольку цифровые технологии — это очень широкая сфера, здесь любой может реализовать свой потенциал.

Образовательный маркетплейс.
Сегодня все постоянно меняется. И наша образовательная среда выглядит как маркетплейс, в котором каждый может найти подходящую программу. Сбербанк также издает информационно-аналитические бюллетени, в том числе посвященные ИИ и IT-технологиям. Есть социально-образовательная платформа, где коллеги делятся своими наработками, статьями и профессиональной информацией.
Я не знаю, какие компетенции будут актуальны через 3–5 лет. Однако самый главный навык — это уметь учиться. Нужно не бояться неизвестного, взаимодействовать с людьми, искать информацию, экспертов и разбираться, быть уверенным, что справишься с любыми новыми терминами и технологиями.