Все новостиВасилий Боев.Вузы приняли онлайн-вызов
10 Сентября 2020
Василий Боев.Вузы приняли онлайн-вызов

Василий Боев.Вузы приняли онлайн-вызов

В марте 2020 года Ростовскому государственному экономическому университету, как и другим вузам страны, буквально за пару дней пришлось перейти на удаленный формат работы. Как это удалось организовать и что изменилось за месяцы дистанционного обучения, рассказал Василий Боев, проректор РГЭУ (РИНХ) по учебной работе.

Два дня на трансформацию
Когда Министерство образования выпустило приказ №397 о том, что все вузы должны перевести свою работу в электронное информационное пространство, это стало настоящим вызовом.
Приказ был подписан в субботу, 14 марта. Первой реакцией руководства нашего вуза был шок, ведь в РГЭУ более 1000 преподавателей и 20 000 студентов. Однако уже в понедельник мы поставили образовательный процесс на онлайн рельсы. Как нам это удалось?

Главное — решать проблему вместе
В воскресенье через мессенджеры и соцсети мы оповестили всех о переходе на удаленный режим. К утру понедельника составили четкие инструкции для преподавателей и студентов, начали координировать образовательные потоки, увеличили пропускные мощности информационной среды университета. Мы создали горячую линию, где отвечали на вопросы студентов и преподавателей, и привлекли цифровых волонтеров, которые помогали переводить занятия в онлайн-формат.
Конечно, фраза «перешли в онлайн за два дня» только звучит легко. На деле же руководству, преподавателям и всем службам университета пришлось в те дни выложиться на 200% и работать круглосуточно. Не все восприняли перемены позитивно и были готовы перестроиться. Особенно некомфортно было преподавателям старшего поколения, которые раньше не применяли современные технологии, и вдруг столкнулись с необходимостью освоить их быстро и под давлением.
Мы понимали: чтобы успешно реализовать планы, нам нужны не просто исполнители, а эмоционально вовлеченные последователи. Поэтому не приказывали всем срочно перейти в Zoom, а предлагали каждому преподавателю применить свой опыт, чтобы проанализировать достоинства и недостатки разных сервисов для удаленной коммуникации и поделиться выводами с коллегами
Все откликнулись на это предложение, так как понимали, что их мнение важно для всего университета. Молодые преподаватели в общих чатах подробно описывали каждый сервис для проведения онлайн-лекций, проверки домашних заданий, групповой работы на семинарах. Коллеги делились впечатлениями от дистанционных занятий. Благодаря этому тяжелая для всех ситуация превратилась в интересную общую задачу.
Важную роль сыграло и оперативное информирование: каждый в университете понимал, что происходит, какие решения принимаются и почему. Мы быстро отвечали на запросы СМИ. Для студентов и преподавателей работали цифровые волонтеры и группы поддержки в мессенджерах. Причем вскоре члены сообщества сами стали отвечать друг другу, не дожидаясь, когда это сделают ответственные лица.

Право на выбор
Мы использовали систему управления обучением Moodle, которая собирает и систематизирует все данные, от дат лекций до результатов тестов.
При этом мы не ограничивали преподавателей в выборе инструментов. Они могли вести лекции через Youtube или через прямые трансляции в соцсетях, проверять домашние задания через Google Forms или Miro — как им самим больше нравилось. Благодаря свободе в принятии решений преподаватели охотно вовлеклись в работу, и это повысило качество обучения.
Однако не могу сказать, что было просто перевести все обучение в удаленный формат. Да, гуманитарные дисциплины от онлайн-преподавания только выиграли: преподаватели открыли большие возможности для креативной подачи материала. Они записывали ролики и сторис для соцсетей, которые стали популярны не только среди студентов, но и за пределами университета.
А вот с предметами, которые требуют лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, намного сложнее. РГЭУ — экономический университет, у нас таких дисциплин, к счастью, мало — но все-таки они есть. Например, криминалистика на юридическом факультете. И практика показала, что при креативном подходе преподавателя всего лишь с помощью виртуальной доски Trello, муки, скотча, смартфона и близких родственников онлайн-занятие по криминалистике превращается в увлекательное приключение. К тому же при такой подаче студенты отлично усваивают учебный материал.

Новая ментальность
Вынужденная онлайн-трансформация ускорила развитие университета, сразу отправив нас в 2025 или даже 2030 год. И это привело к большим ментальным изменениям.
Студенты почувствовали ответственность за уровень своих знаний. В традиционном образовательном процессе все было регламентировано, место и время лекций нельзя было изменить. А в онлайн-формате студенты выбирали, когда им слушать лекции, исходя из личных предпочтений и планов.
Конечно, возможность заниматься в любое время становится благом, только когда человек способен к самоорганизации. Поэтому мы исследовали опыт фрилансеров и на его основе сделали уроки по самоорганизации, тайм менеджменту и продуктивности, которые очень помогли молодым людям.
Ментальность преподавателей тоже трансформировалась. Появились настоящие звезды, преподаватели-блогеры, которые создают увлекательный контент. Благодаря этому контенту университет может не только повышать качество образования, но и привлекать абитуриентов и новых высокопрофессиональных преподавателей.
Изменился и сам подход к занятиям. Теперь при написании текста лекции преподаватели используют сценарные приемы, чтобы студентам было интересно ее слушать. Коллеги улучшили свои навыки ораторского мастерства и умение делать презентации.
Опыт последних трех месяцев показал, как совершенствовать образовательный процесс в посткоронавирусном мире. Мы планируем и дальше использовать позитивные и продуктивные элементы, наработанные в период шоковой трансформации, адаптировать новые формы занятий и повышать их эффективность. Во главе угла теперь архитектура образовательной программы, драматургия занятия, разработки кейсов, сценарные приемы при написании лекций, ораторское мастерство и искусство презентации.